вторник, 22 марта 2016 г.

Аутизм и дельфинотерапия

Думаю, что прошло достаточно времени, чтобы сделать все выводы и в полной мере осознать все усвоенные уроки. На самом деле, времени уже прошло достаточно и для того, чтобы эти уроки начали забываться. Именно поэтому решила сегодня обязательно записать то, что помню и то, что осталось благодаря дельфинотерапии. Как я писала в прошлом посту дельфинотерапия больше была полезной для меня, чем для Дани. Я не переставала удивляться тому, какими общительными и уникальными Бог создал дельфинов. Эти казалось бы неуклюжие создания так умело передвигают своим телом, так быстро могут носиться в воде, не сталкиваясь друг с другом и с людьми, так страстно желают понравиться и так чётко дают понять, что хотят общаться. Вот те несколько уроков, которым я научилась и делюсь с вами. Урок 1 - смотреть надо широко. Я очень переживала за то, как Даня воспринимает тренера, психолога, воду, дельфинов и даже плавательный костюм, что совсем не замечала по началу этих удивительных животных, а они между прочим очень даже хотели обратить на самих себя моё внимание. Я это только сейчас очень хорошо осознаю, а тогда я даже немного "винила" себя за то, что отвлекалась на них. Я стояла на том месте, куда обычно выпрыгивают дельфины, чтобы их приласкали, где они обычно показывают себя со всех сторон, как модели на подиуме, я судорожно теребила полотенце в руках, прислушиваясь к звукам, которые издаёт Даня и не замечая, что дельфин смотрит на меня и пытается уловить мой взгляд тоже. Вот эта моя замкнутость и нежелание смотреть шире. Это то, что я так сильно хочу изменить в своем сыне. Интересно, как я именно это нахожу в самой себе. Я благодарю Бога за дельфинов и эти уроки. Благодарю за то, что могу меняться сама и исцеляться благодаря этим животным. Я осознаю, что для моего сфокусированного внимания и моей чрезмерной сосредоточенности на сыне есть свои причины, что всё это нарабатывалось годами и эта привычка, от которой не так просто избавиться, я чувствую себя безопасно, я чувствую, что хоть что-то могу держать под своим контролем, когда не спускаю глаз с Дани, я понимаю, что такое мое поведение можно оправдать. Но так как я сама очень сильно хотела бы, чтобы у моего аутистического ребенка именно эти черты и привычки изменялись, я хочу смотреть по сторонам, учиться отпускать, учиться радоваться общению с дельфинами, учиться смотреть широко. После третьего занятия я уже гладила дельфина, разговаривала с ними и пыталась узнавать что-то новое о них. Так, например, все три дельфина, которые есть в алматинском дельфинарии Немо - самки, они из разных стран и не являются родственницами. Урок 2 - смотреть надо глубоко. Я и сама не ожидала, что вынесенные мною уроки, будут так лаконично звучать. Бывают такие уроки, которые мы осознаём постепенно, шаг за шагом, осознавая что-то, приближаясь поэтапно к истине. А бывают уроки - откровения свыше, моментальные, пробивающие до слез и мурашек, незабываемые, яркие и неожиданные. Я стояла в предпоследний день наших занятий на том же самом месте. Я любовалась дельфинами и уже начинала сожалеть о том, что наша терапия подходит к концу. Особенно тяжело было то, что Даниял постоянно капризничал. Я думала: "Вот как он может быть недовольным температурой воды и ее вкусом, как он может так сильно и яростно показывать всем своим видом, что ему не нравится запах рыбы, как он может думать о том, что его костюм натирает ему шею, если рядом плавают такие очаровательные создания". Я стою и думаю, что мой сын не смотрит глубоко, я обвиняю его в том, что его взгляд устремлен не на чудесное творение Божие, а на обстоятельства. Меня возмущает то, что Даня проявляет агрессию по отношению к дельфинам. И тут... я словно слышу, осознаю, чувствую легкий шепот - Бог доверил мне своё чудесное творение, непохожее ни на кого, особенное и драгоценное, а я сама так часто предпочитаю жаловаться на обстоятельство и на характер этого чуда, я бываю агрессивной по отношению к нему и не желаю принимать этот уникальный глубокий дар, я плачу о поверхностных вещах и не ценю самого главного. Ради такого откровения стоило пройти эти занятия дельфинотерапии, я считаю. Прошло уже столько времени, а мне до сих пор в трудные моменты, в моменты отчаяния и суеты вспоминается этот урок, это ощущение Божьего ответа и Его присутствия. Урок 3 - смотреть надо долго. В последний пятый день дельфинотерапии Даня и дельфин нарисовали вместе картину красками. Я старалась не показываться Дане на глаза, чтобы он поменьше кричал и мог больше сосредоточиться на дельфинах, но краем глаза я видела, что почти всю картину нарисовала Николь. Именно у дельфина хватило умения и терпения, чтобы не поддаться настроению Дани и до конца закончить шедевр. Когда я переодевала Даню, я думала о том, что все эти занятия прошли даром. Никакого положительного эффекта мы не увидели, Даниял всё также оставался агрессивным и капризным, а иногда мне казалось, что стало еще хуже. Я не оставила никакого отзыва, так как не увидела результата. Но буквально через 2 дня мы заметили, что Даниял стал более позитивным. Терапевтический эффект от занятий с дельфинам дал о себе знать через несколько дней. Это, конечно, может быть как в том анекдоте про козу, но судя по тому, что я читала, у ребенка действительно повышается общее позитивное настроение и даже самооценка. Пока это все уроки, которые до меня дошли, возможно, если я буду смотреть шире, глубже и дольше я осознаю и другие уроки. А вот еще парочку фотографий на память.

Комментариев нет :

Отправить комментарий