среда, 18 мая 2016 г.

Детская агрессия

Стоило нам посидеть дома 10 дней, чтобы мой следующий пост так сильно отличался от предыдущего. На самом деле, я понимаю, что развитие особенно ребенка с диагнозом аутизм идет скачкообразно и иногда  (а может и всегда) даже с большими откатами. Может это действительно еще один откат, а может я просто отвыкла от Данияла, а теперь, когда мы не ходим на занятия, я удивляюсь его поведению.

Кстати, это были замечательные 10 дней отдыха. Я думала, что будет намного хуже (кроме тех дней, когда лил проливной дождь и мы вынуждены были сидеть дома). Мы очень много гуляли, ходили в гости и старались не сидеть просто так ни минутки.

За эти 10 дней у меня появилось много фотографий Дани, а о некоторых наших приключениях можно было написать отдельно. Я так рада, что у нашей семьи есть добрые и отзывчивые друзья-подруги. Мы отлично провели время в окружении доброжелательности, доброты, простоты и любви. Спасибо! Дане понравилось гулять по алматинке и он даже не сильно рвался в Мегу. Он был ответственным за нашу красивую подругу-бигля, которая тоже наслаждалась прогулками (держать ее на поводке не так просто, как кажется, поэтому наверное фотографировать было боязно), спасибо отдельное ее хозяйке за ее время с нами и за веру в нас. Даня влюбился в чебурашку другой нашей маленькой подруги и был счастлив на прогулке, как никогда.

А еще мы очень рады, что у нас есть Сэм, за его нескончаемый заряд, готовность к приключениям и его огромное желание общаться со всеми вокруг. Сэм почти всегда поддерживал мою инициативу пойти куда-нибудь гулять, а иногда и сам предлагал и настаивал.
Мы частенько бывали в парке президента и, как правило, встречали там хороших друзей и знакомых. А Даня даже научился кататься на скутере сам. 

Любимым его занятием все же остаётся истребление травы и именно об этом я и хотела написать сегодня.


Как то в фейсбуке я случайно увидела статью одного психолога (Светлана Ройз), она из Украины. Она писала о том, почему дети грызут ногти, сосут губу и о других проявлениях в том числе и агрессии. Весь день и весь вечер до этого я наблюдала, как Даниял рвет листья с деревьев и кустов, как раздирает их на кусочки и как не может пройти мимо одуванчиков (особенно желтых), не расчленив в клочья эти цветочки. 

Я знаю, что многие мамы не заморачиваются на эту тему и ждут, когда этот период пройдет, но вот совсем недавно к нам во дворе подошёл дедушка, который гулял со своей внучкой, и прочитал нам целую лекцию о том, что деревья - это живые организмы, что листочки - это так прекрасно и издеваться над всем этим никак не позволительно. Это заставило меня еще раз почитать о детской агрессии и на следующий день мы с Даней обнимали деревья и гладили листочки, что было не так легко, но оказалось возможным. И дело совсем не в том, что мне стало жаль деревья (простите меня все любители природы), дело в отношении и не только...


Возвращая к детской агрессии. У меня двое детей и оба в определенном возрасте очень сильно проявляли свою агрессию, и Сэм и Даня, когда учились кататься на велокате и скутере при неудачах так злились, что со всей силы кидали свои транспортные средства об асфальт - такой детский психоз, такое проявление ярости и недовольства. Некоторые мои знакомые пребывали в шоке после прогулок с нами, да и я сама по первой не знала кого спасать, кого наказывать и как реагировать. Это такой целенаправленный гнев, выплеск эмоций и сил, намеренный взрыв. Я сама не психолог, к сожалению, но даже я чувствую, что такая агрессия отличается от той, что есть сейчас у Дани. Мне кажется, что Даня рвет листья и траву, проявляя какую-то неосознанную агрессию, не вымещая злости именно на растениях, а просто потому что где-то в глубине есть в этом потребность. 


Я боюсь оказаться мамашей, которая слишком все усложняет и переживает не о том. Но и упустить что-то важное для моего ребенка я тоже не хочу. Просто запретить Дане рвать траву и цветочки - это самый легкий вариант, но уверена, что не самый правильный (начиталась уже, что агрессия найдет свой выход в другом проявлении и проблема не решится, а может даже усугубиться). Я пока для себя не нашла выхода. Молюсь за мудрость и за своих агрессивных мальчишек и надеюсь на Божью помощь.

Здесь встает еще один очень щепетильный вопрос в детском поведении и воспитании - наказание. Сколько я читаю об этом в своей новостной ленте в соц. сетях трудно переоценить - сейчас почти каждая вторая мама пишет о том, что наказывать детей - это непозволительно и плохо, что надо искать другие способы коррекции поведения. Наказание прямо превратили в родительское преступление. Я в этом вопросе уверена, что проявлять свою взрослую ярость и агрессию по отношению к ребенку в момент наказания нельзя, но не наказывать тоже нельзя. В Библии говориться о том, что детей необходимо наказывать, не просто забирая привелегии и лишая благ, а самым настоящим способом - розгой (ну или ремнем) (Книга притчей 13:24). Эта книга для меня является авторитетом, я не против родительской порки, если она сопровождается внятным объяснением и если отсутствует агрессия и излишние эмоции.

Сама я ставлю в угол своего старшего сына, стараюсь ему объяснить внятно причину, потом спрашиваю, понял ли он, почему его наказали, потом я обязательно говорю ему, что очень его люблю. Если не помогает угол, помогает ремень.

А вот младшего наказывать - это проблематично. Очень редко я точно могу сказать, что он делает что-то заранее зная, что это неправильно. Возможно для него наказанием является то, что ему не дают бессмысленно бегать и прыгать или проявлять любые другие его аутистические порывы. В любом случае я надеюсь, что за эти 10 дней дома, я смогла Дане предложить достаточно альтернатив его манежному бегу, хотя, конечно, всегда есть к чему стремиться и куда расти. Мы по пути старается находить решения и не останавливаться. Пока занятия наши не возобновились, у нас есть прекрасная возможность пробовать, испытывать, обнимать, гладить, ну и рвать и раздирать пока тоже.

В общем, я надеюсь, что наши занятия скоро снова начнутся, что появится в повседневной жизни Дани профессионал, знающий все тонкости и умеющий правильно отвлечь и направить моего сына, ведь за это время я особенно сильно начала ценить нашего психиатра и ее труд.

Пожалуйста, напишите мне, как Вы справляетесь с агрессией своего ребенка? Что делаете, что предлагаете взамен? Буду очень благодарна за ответы и уже благодарна за то, что читаете нас.

Хорошей всем погоды (хотя бы дома)!

3 комментария :

  1. Марго, спасибо, что так открыто делишься. Очень ценю твою искренность, восхищаюсь твоей силой воли. Хочу поделиться тем, что мне помогает с моим младшим сыном, когда он обижается или хочет, чтобы все было "по-егошнему"☺ я пытаюсь понять, что он чувствует и говорю ему. Если угадала, он соглашается, и тогда мы с ним в одном духе пытаемся проанализировать ситуацию. Это немного сложно, потому что его язык еще сложно понять иногда даже мне. Ноя так рада, что часто этот метод помогает нам вернуть мир и покой.

    ОтветитьУдалить
  2. Марго, спасибо, что так открыто делишься. Очень ценю твою искренность, восхищаюсь твоей силой воли. Хочу поделиться тем, что мне помогает с моим младшим сыном, когда он обижается или хочет, чтобы все было "по-егошнему"☺ я пытаюсь понять, что он чувствует и говорю ему. Если угадала, он соглашается, и тогда мы с ним в одном духе пытаемся проанализировать ситуацию. Это немного сложно, потому что его язык еще сложно понять иногда даже мне. Ноя так рада, что часто этот метод помогает нам вернуть мир и покой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анара, спасибо. У вас очень классный метод. Как точно подмечено, агрессия - это и есть противоположность миру и покою, будем значит искать наш мир и покой. У меня столько сразу мыслей (особенно о том, что Даню делает спокойным). Спасибо

      Удалить