пятница, 12 мая 2017 г.

Путешествие на самолете с Даней

Наши мальчики выросли и летать с ними уже не так тяжело и мучительно как раньше. У меня есть несколько правил, которым я стараюсь следовать для того, чтобы перелет с Даней был как можно легче и мягче. В этот раз мы летали в Шри-Ланку через Шаржу. Более 10 часов в пути, два самолета и три страны за один день. Вот мои советы и наш опыт: я знаю, что одинаковых детей с аутизмом не бывает, у каждого есть свои тонкости, нюансы и, возможно, не все мои советы будут приемлемы для Вас.
Итак, с надеждой, что это пригодится не только мне (я оказывается тоже люблю путешествовать и наверняка буду искать этот пост для чек листа), но и Вам, я начну.
1. Не давать сладкого, ни конфет, ни соков
Еще во время нашей диеты я поняла, что лучше перебороть себя и свое желание накормить свое чадо чем-нибудь сладеньким, вкусненьким и рекламируемым, не думать об этом как будто мне самой не больше 10 лет и не винить себя за то, что не купила сникерс сыну несмотря на то, что сидящий рядом мальчик доедает уже не первый батончик. Я люблю своих детей, я это знаю, я в этом не сомневаюсь (даже когда вместо любимой всеми кока-колы покупаю им простую воду). Самое удивительное, что это вознаграждается более спокойным поведением детей. Когда они осознают, что их любят, несмотря на то, что не покупают им модный напиток или конфету, дети меньше раздражаются сами, меньше зависят от рекламы и учатся смотреть глубже.  Конечно, это не значит, что мы совсем не кушали сладкого. Но точно не перед полетом и не в больших количествах.
2. Не раздражаться
Даже если абсолютно все идет не так, не по плану, если у старшего постоянно болят уши во время взлета и посадки, если Даня истерично смеется и не перестает пинать кресло впереди сидящего, если стюардесса забыла принести покрывало, а мужа посадили на три ряда дальше - ни в коем случае не надо заводиться и накручивать одно раздражение на другое. Это все равно не помогает, а в случае с нашим Даней это только усугубляет положение. Я давно заметила, что мое негодование и гнев побуждает моего младшего сына на еще более раздражающие именно меня поступки. Он как будто готов идти до самого конца и выяснить на что я способна, если вывести меня из себя. Не надо раскрывать своим детям, какие именно кнопки они могут давить, чтобы их мама превратилась в истеричку.
3. Правила - ремень безопасности и другое
Сейчас Даниялу можно спокойно объяснить по поводу правил. Мы застегнули ремень безопасности, ему понравилось то, что он сам смог это сделать, без моей помощи, я указала ему на значок на табло, спокойно, но очень твердо сказала, что пока горит эта лампочка, ремень убирать нельзя. Еще пару лет назад такое мне и не снилось, Даниял вел себя так, как будто он меня не слышит и не понимает, но теперь даже если он и продолжает вести себя так, я снова застегиваю ему ремень и настоятельно повторяю правило. Даниял чаще всего не согласен с правилами, он начинает бить себя по голове, возмущаться, но если он видит мое непоколебимое отношение, он успокаивается и подчиняется. Тут главное быть твердым и не быть эмоциональным.
4. Без планшета и телефона обойтись можно
Совсем недавно (буквально 2 года назад) я и сама не могла в это поверить. Мы всегда были готовы "развлечь" детей новыми играми на планшете и телефонах, мой собственный телефон был набит самыми разными развивающими программами для тодлеров, зарядить и обновить айпад и айфон было для нас одним из самых важных пунктов не только перед путешествием, но и перед походом в кафе или поликлинику. У каждого родителя свой подход и к воспитанию и в особенности к аутизму, мы твердо решили, что для Дани планшет и телефон - это путь назад, это не просто не развитие, а стремительное ухудшение. Мне трудно подобрать слова,чтобы объяснить, насколько одержимым может стать наш младший сын, неконтролируемым, нервным и, если вместе с этим он затихает на какое-то время (может и на целый день без перерыва на еду и сон), потому что тыкает в экран, он точно не развивается, не смотрит по сторонам, не учится и не адаптируется.
5. Объятия, песенки и снова песенки
Когда Даниял возбуждается, становится не управляемым и будто не слышит абсолютно никого или ничего, или когда он наоборот слышит все слишком сильно, закрывает уши и нервничает по любому поводу, я стараюсь его обнять, как можно крепче или прямо на кресле, когда места мало и выйти по-любому некуда, я могу положить на ноги Даниялу сумку или рюкзак, чтобы он почувствовал тяжесть и начинаю потихоньку петь его любимые детские песенки. Это помогает ему отвлечься или наоборот вовлечься (зависит от его состояния). В такие моменты самым важным является отношение, я его не осуждаю, я на него не злюсь, я принимаю его таким какой он есть, но не оставляю его в его мире (иначе он замучает впереди сидящего пассажира или самого себя).
6. При любой возможности давать ему ходить
Мы ходим по раз 5 в туалет, моем руки, лицо, считаем ряды и кресла, но не бегаем и не играем, чтобы не накрутить излишнее волнение. Мы часто меняемся сиденьями, но при этом не даем слишком много свободы.
7. Вода и перекус
В этот раз мы летели авиалиниями, где воду не раздавали бесплатно, поэтому пришлось брать с собой как можно больше, хорошо, что нам позволили. Я также беру обычно несладкие крекеры, бутерброды с сыром, яблоки, бананы.
8. Новая тактильная игрушка
Перед путешествием я ходила по магазинам в поисках небольшой новой игрушки для Дани, он увидел ее только в самолете, в тот момент, когда лететь уже надоело. Это был обычный резиновый шар с колючками, из которого я вытащила пищалку. Любая фетровая игрушка, кубик-рубик, машинка, цельная, текстурная, неопасная, не слишком большая и не совсем маленькая, которую можно щупать, дергать, возможно открывать и закрывать, крутить, кусать и так далее. Хорошим вариантом может быть самолетная подушка в виде животного с глазами и ушами. Сэму взяли новую книгу и машинку.
9. Старший брат, родственник или просто рядом сидящий добродушный человек
Давать себе перерыв - это очень важно, а иначе брать силы на хладнокровная спокойствие будет неоткуда. Меня спасает мой старший сын и муж. Хотя адекватный добрый рядом сидящий человек тоже вполне подойдет. Тут, главное, расслабиться и не переживать сверх меры, а действительно самой отдохнуть и отвлечься.
10. Окошко - объяснения.
Даниялу уже 6 лет, это был не первый его полет и поэтому в этот раз я много объясняла ему про взлет, посадку, самолет, мы смотрели на горы и облака, на реки и на города, я старалась понятными словами и жестами описать происходящее. А еще я многое рассказывала Сэму, чтобы Даня тоже слышал, но при этом не ощущал никакого давления и неудобств.
11. Стратегия посадки
Мы стараемся всегда заранее регистрироваться и выбирать места в самолете. Самым удобным для нас является вариант, когда я сижу с детьми, а мой муж сидит впереди нас, чтобы не создавать слишком много проблем и не извиняться миллион раз за пинки и крики :). У нас не всегда получается разместиться именно так. Если мы сидим подряд вчетвером - это тоже удобно, есть больше возможностей меняться местами и следить за происходящим.


Больше пунктов писать не буду, чтобы не утруждать Вас. От путешествия так много впечатлений. Так хочу все успеть выложить и написать и очень буду стараться это сделать. Обязательно делитесь своими хитростями полета с детьми в комментариях и отличной всем пятницы!!!


2 комментария :

  1. На самом деле, все эти же хитрости использую) за несколько последних перелетов заметила, что очень хорошо идет акварель. Кисточка с резервуаром для воды и маленький набор красок отлично успакатвает)

    ОтветитьУдалить