Письмо самой себе (4 года назад)

Дорогая моя, как же я тебя понимаю.

Ты устала сравнивать поведение и развитие своего ребенка с другими детьми... ты уже не сомневаешься, что что-то на самом деле идет с твоим чадом не так... никакие больше доводы и причины не могут объяснить и оправдать такое поведение, такое... отставание.

А ты ведь была уверена, что у него есть все шансы стать гением. А как же его такой умный и многозначительный взгляд? И твое внутреннее ощущение того, что он все понимает, он ведь твой ребенок, твоя частичка.

Проходит время и мысль о сиропчиках и таблетках для развития мозга уже не кажется смешной и нелепой. Твой мальчик не развивается согласно норме, он отстает, он упускает что-то и чего-то не хватает...

Я очень хорошо тебя понимаю, я чувствую твою боль, страх, смятение... твое желание сделать все, что угодно, лишь бы все исправить. Я помню, как много хочется прочитать, обучиться и понять самой - лишь бы получилось запустить его механизм развития.

Дорогая моя, не бойся. Не бойся признаться самой себе в первую очередь в том, что есть какая-то особенность развития у твоего малыша. Не игнорируй слишком долго и не накручивай тоже. Самое главное, это оценить правильно ситуацию и начать действовать, начать меняться, выбрать определенный курс, двигаться по нему, снова оценивать, снова выбирать и снова двигаться.

Не отчаивайся. Абсолютно все дети разные. Если он не развивается так, как это делают другие, значит ему нужен другой путь развития. Не отвергай свое чудо только потому, что оно совсем не такое как большинство двухлеток.

Дорогая моя, умоляю тебя не зацикливайся на всех этих нормах, пунктах, таблицах. Если тебе в целом понятно, что что-то идет не так, надо начинать действовать, но не стараться угнаться за шаблоном, а стараться увидеть что именно необходимо твоему малышу.

Есть две крайности - пустить все на самотек и ждать пока твой ребенок заговорит к 9 годам (как у друга, у сестры соседа, у знакомого твоего коллеги и так далее) или напридумывать несуществующих диагнозов, напичкать ненужными таблетками и достать своего ребенка специальными карточками, супер навороченными методиками и другой лишней информацией.

Ищи золотую середину. Слушай свое сердце. Проводи время со своим двухлетним ребенком, если он отвергает общение с тобой, проводи время наблюдая за его поведением, его предпочтениями. Присоединяйся к его игре.

Не ожидай невозможного. Не перепрыгивай через естественные стадии развития: не настаивай на том, чтобы твой зайка различал цвета и считал до 10, не дави и не пытайся ничего никому доказать.

Люби. Даже если внутри борьба и непонятное чувство вины и страха за его развитие, люби просто так.

Я хотела написать тебе это письмо, чтобы предупредить и уберечь тебя от одной ловушки,  хотела доказать тебе, что я точно знаю, как легко в эту ловушку попасть. Я была не так уж давно на твоем месте. И именно сейчас я думаю, что обязана поделиться своим опытом.

Я помню, как загорается искорка надежды на то, что твой ребенок может развиваться, может учиться, может прогрессировать. Не пойми меня неправильно, он точно может и обязательно будет, но... не с помощью цифрового аппарата с плоским экраном, в который надо тыкать, чтобы изменилась картинка или замычала корова.

Если бы я могла вернуться во времени и прочитать это письмо 4 года назад. Я была так сильно нацелена на развитие таких странных вещей - фигуры, цвета, формы, числа, буквы (зачем это ребенку 2х лет?)

Я решилась тебе написать, потому что тогда мне самой казалось таким естественным и таким удобным новое увлечение Дани. Он мог сидеть со своей игрушкой часами, мне впервые казалось, что он развивается, он нашел свой интерес, свою нишу.

А на самом деле он терял драгоценное время. Он становился одержимым и неуправляемым. Он отказывался смотреть на мир вокруг. Он уходил все глубже и глубже.

И то, что мне казалось инструментом развития, постепенно превратилось в тоннель забвения, который привел Данияла к отторжению реальности.

Возможно тебе покажутся мои слова очень резкими и твое отношение к новым электронным девайсам абсолютно противоположное. Что ж я была в твоей шкуре и вполне понимаю, о чем ты.

Я скажу тебе еще одну последнюю вещь. Это наш опыт, мой взгляд и мой путь. Настоящее развитие моего младшего сына началось лишь тогда, когда мы окончательно убрали из его жизни абсолютно все цифровые гаджеты.

И пусть нам казалось тогда, что это единственное его развлечение, утешение, единственный способ его отвлечь, чему-то научить, на что-то уговорить, сейчас я могу сказать, что это стоило того. Сейчас я так жалею, что не сделала этого раньше.

Мы забрали планшет у Дани, когда ему было примерно 3 года и 2 месяца. Именно в это самое время я начала свой блог, начала следить и наблюдать за поведением сына, стала ставить маленькие цели и планы, сама для себя описывала трудности и свои мысли и ощущения.

С тех пор мы попробовали и плавание, и ипотерапию, и занятия с логопедом и психологами, ходили в горы, на пикники, занимались с дельфинами и вообщем нашли много разных альтернативных способов развития.

Я закончу свое письмо тебе самыми простыми словами. У тебя точно все получится! Ты - самое ценное, что есть у твоего особенного малыша! У тебя есть возможность избежать ловушки! Дерзай! И обязательно пиши мне. Я с удовольствием помогу, чем смогу. Я просто буду рада тебя слышать.

Комментарии

  1. Спасибо! Очень хорошо написано и с любовью. И как раз вовремя

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, очень рада, что полезным оказалось. Спасибо, что всегда читаешь.

      Удалить
  2. Откуда в тебе эта сила и мудрость? Вопрос риторический, знаю :) но не могу этого не отметить. Спасибо, Маргоша! Мне твои размышления помогают в работе. К нам ведь разные детки приходят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ардаша, спасибо, что читаешь. Очень приятно, что помогает не только родители, но и учителям. Прямо вдохновилась я.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

И снова прощальный пикник

ПМПК - горький опыт

Мои топ 5 из Америки